Подборки статей по темам

ПОДБОРКА СТАТЕЙ ПО ТЕМЕ
«Электронные учебники в школах. Рекомендации, проблемы»

1. Могилев А.В. Электронные учебники: ближайшая повестка дня
//Народное образование. 2014. № 1. С.193-198.
(В статье говорится, что переход в школах России к электронным учебникам – давно назревшее требование времени, важный аспект модернизации. Нормативная база создана, однако, для его совершения потребуется внедрение систем управления контентом и лицензиями на электронных устройствах учащихся (планшетах, ноутбуках), региональные центры дистрибуции. Сам по себе электронный учебник станет переходным этапом к более перспективным технологиям, синтезирующим подходы дистанционного и электронного обучения, необходима большая методическая перестройка работы учителей, изменение принципов их подготовки)

2. Боровик В.Г. Электронный классный журнал, школьный дневник, учебники: проблемы и перспективы
//Народное образование. 2013. № 1. С.99-103.
(В статье говорится, что электронный учебник – обучающее программное средство, ориентированное на организацию и проведение учебного процесса; представляет собой программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно осваивать учебный курс или большой раздел. Но все это должно внедряться в образовательный процесс при наличии соответствующих условий, и, самое главное, не навредив его участникам, прежде всего детям)

3. Селеменев С.В. Каким должен быть электронный учебник?
//Информатика и образование. 2012. № 1. С.40-44.
(В статье анализируется вопрос представления информации в электронном учебнике.
Делается вывод о том, что основное свойство электронного учебника – наглядность, которая должна найти свое отражение в наглядных конструкциях)

4. Мобильные электронные устройства – участники проекта по апробации электронных учебников для образовательный учреждений
//Библиотечка журнала «Вестник образования России». 2012. № 3. С.14-17.
(Апробация различных типов интерактивных мультимедийных электронных учебников (ИМЭУ) в общеобразовательных учреждениях ряда субъектов РФ является составной частью проекта «Развитие электронных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, а также систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning)» (распоряжение Правительства РФ от 11 января 2011 г. № 13-р). В статье освещены основные задачи апробации)

5. Дронов В.П. Что такое электронный учебник
//Вестник Образования. 2012. № 24. С.40-47.
(В статье говорится, что электронный учебник должен выполнять все функции, присущие бумажному: информационную, и систематизирующую, и мотивационную. Сегодня нет единого подхода к определению электронного учебника. Издательство «Просвещение» и НП «Телешкола» на протяжении 10 лет работают над этой проблематикой. В данной статье освещены следующие вопросы: понятие электронного учебника; структура электронного учебника; требования к содержанию электронного учебника; электронный учебник как новое средство организации обучения; основные направления использования электронного учебника; основные возможности электронного учебника)

6. Об организации в РФ электронного учебного книгоиздания для общеобразовательных организаций
//Вестник Образования России. 2014. № 22. С.47-56.
(Федеральным законом от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» созданы правовые условия для укомплектования библиотечного фонда организаций, осуществляющих образовательную деятельность, как печатными, так и электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам. Однако действующий в настоящее время Порядок не содержит разъяснения понятия «учебник в электронной форме». Формы экспертных заключений, утвержденные приказом Минобрнауки России № 1047, содержит предмет экспертной оценки только для учебников, представленных в печатной форме. Отсутствует порядок проведения экспертизы учебника в электронной форме и перечень предъявленных к нему требований)

7. Босова Л.Л. Разработка перспективных моделей электронных учебников для общего образования: первые результаты
//Информатика. Все для учителя! 2013. № 1. С.2-9.
(На основании ГОСТ 7.60-2003, ГОСТ 7.83-2001, ГОСТ Р 53620-2009, ГОСТ Р 52653-2006, ГОСТ Р 52657-2006 и с учетом требований ФГОС нового поколения автор статьи определяет электронный учебник (ЭУ) как учебное электронное издание, содержащее системное и полное изложение учебного предмета (дисциплины) в соответствии с образовательной программой. В статье показано, на что способен электронный учебник на базе современного устройства)

8. Архангельская А.Л. Учебные электронные издания по русскому языку: история и перспективы
//Информатика и образование. 2012. № 6. С.31-34.
(В статье дается ретроспективный анализ разработанных автором совместно с фирмой «1С» электронных дидактических материалов по русскому языку для школьников.
Прослеживается зависимость смен концепции и приоритетных направлений от этапов становления образовательных информационно-коммуникационных технологий.
Рассматриваются перспективы дальнейшего развития электронных учебных пособий по русскому языку)

9. Жилин Д.М. Вопросы в электронных учебниках по химии как средство обучения
//Информатика и образование. 2014. № 4. С.48-52.
(В статье на основании принципов когнитивной психологии показано, что вопросы в электронных образовательных ресурсах должны играть не столько контролирующую, сколько обучающую роль. Предложено разбивать информационные блоки вопросами на их понимание, причем вопросами разных типов. Обсуждаются алгоритмы проверки вопросов с открытым ответом и программная реакция на стандартные ошибки учащихся)

ПОДБОРКА СТАТЕЙ ПО ТЕМЕ
«Развитие кадрового потенциала в общеобразовательных учреждениях»

1. Куркин Е.Б. Кадры решают все!
//Народное образование. 2014. № 1. С.116-123.
(В статье автор говорит о кадровой ситуации в образовании, которую называет не кризисом, а конфузом, парадоксом, недоразумением. Число выпускников педагогических вузов значительно превышает количество вакансий. При перепроизводстве кадров в стране практически не обновляется педагогический корпус. Это стало причиной серьезных системных изменений в структуре педагогических кадров)

2. Болотов Н.А. Формирование кадрового ресурса: потенциал федеральной стажировочной площадки (Волгоградская область)
//Народное образование. 2014. № 1. С.156-175.
(Автор в своей статье подчеркивает, что эффективность модернизации и инновационного развития региональных образовательных систем обусловлена профессиональной компетентностью руководящих и педагогических кадров. Поэтому формирование кадрового ресурса – первостепенная задача, решение которой позволит обеспечить процессы модернизации и инновационного развития)

3. Шумилина Т.О. Формирование кадровой политики и управление персоналом в ОУ
//Народное образование. 2014. № 7.С.85-91.
(Автор статьи освещает следующие проблемы: профессиональный стандарт педагога; образовательный ценз; требования к образованию педагога; особые условия допуска педагога к работе; обобщенные трудовые функции; аттестация педагогических кадров)

4. Назарова И.В. Кадровый потенциал школы: проблема директора или государства?
//Народное образование.2014. № 9. С.17-21.
(Автор статьи отмечает, что в нашей стране сложилась весьма интересная тенденция: ни один новый учебный год не обходится без очередных изменений, как в нормотворчестве, так и при реализации задумок наших гениальных реформаторов, имеющих неудержимую тягу к модернизации, интенсификации, диверсификации, интеграции…)

5. Байкова И.Г. В кадровой политике не должно быть двойных стандартов
//Справочник руководителя образовательного учреждения. 2015. № 6. С.8-11.
(Автор статьи освещает вопросы текучки кадров; организации кадровой работы; определяется та грань, перейдя которую, новый работник лишается права работать в школе; о «сложных ситуациях в кадровой работе»)

6. Андреева В. Кадровик или кадровая служба?
//Справочник руководителя образовательного учреждения. 2015. № 6.С.12-20.
(В данной статье автор говорит о задачах кадровой службы; есть ли зависимость количества работников кадровой службы от общего числа работников организации; о том, что обязанности поручаются на условиях совмещения, а не совместительства; о введениях в штатное расписание должность работника, отвечающего за кадровое делопроизводство; о создании в организации специального подразделения – кадровую службу)

7. Велингурская Л. Школе требуются работники
//Справочник руководителя образовательного учреждения.2015. № 6.С.21-25.
(В статье показаны этапы поиска и подбора персонала: определение ответственного за работу по поиску и подбору персонала; просмотр резюме соискателей; проведение собеседования; проверка информации о соискателе; принятия решения о приеме на работу)

ПОДБОРКА СТАТЕЙ ПО ТЕМЕ
«Электронное методическое сопровождение. Электронные методические службы»

1. Смолянинова О.Г. Электронный портфолио как средство поддержки интерактивного взаимодействия в информационно-образовательной среде
//Информатика и образование. 2014. № 1.С.12-17.
(В статье представлены возможности электронного портфолио для поддержки интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса в информационно-образовательной среде учебного заведения. Описаны механизмы эффективного использования учебно-методических электронных ресурсов, разработанных в системе Moodle, и е-портфолио – в виртуальной среде Mahara. Представлена схема взаимодействия различных субъектов образовательного пространства Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального института (ИППС СФУ) посредством технологии е-портфолио с перспективой на рынок труда)2. Лапчик М.П. Тернистый путь электронных технологий в образовании
//Информатика и образование. 2014. № 8.С.3-11.
(В статье анализируются двадцатилетний период развития дистанционных образовательных технологий в России в обстановке параллельного формирования нормативно-правового обеспечения. Рассматриваются актуальные задачи по внедрению электронных технологий обучения)

3. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ
//Вестник Образования России. 2014. № 9.С.24-26.
(В статье говорится, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся)

4. Сергеев С.Ф. Дидактика электронного обучения: проблемы и перспективы развития
//Народное образование.2015. № 4.С.109-118.
(В статье говорится, что современные компьютерные технологии моделирования, обработки и передачи информации позволяют реализовать любые дидактические идеи, возникающие и используемые в традиционном школьном и профессиональном обучении. Это привлекает в сферу электронного образования широкий круг педагогов и энтузиастов, искренне верящих в возможность принципиально новых, эффективных методов обучения)

5. Осипова О.П. Формирование и развитие ИКТ – компетентности работника образования
//Справочник руководителя образовательного учреждения. 2010. № 11. С.91-97.
(В статье говорится, что успешное внедрение ИКТ в сферу образования и науки предполагает проведение до 2015 г. комплекса мероприятий, направленных на создание информационной среды, удовлетворяющей потребности всех слоев общества. В области ИКТ и содержания общего образования на федеральном уровне можно выделить несколько ключевых инициатив, одним из которых является создание эффективной системы справочно-методической, нормативной поддержки и сопровождения процесса внедрения электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс)

6. Борисенко А. Школа новых технологий
//Справочник руководителя образовательного учреждения. 2014. № 9. С.50-59.
(В статье говорится, что школа ХХI века – это прежде всего школа новых технологий. Образовательные учреждения общего образования должны обязательно использовать электронные образовательные ресурсы, мультимедийные технологии, новейшее электронное оборудование и программное обеспечение. Решить эту задачу помогает группа компаний «Экзамен». Она предлагает программно-методические комплексы по двум направлениям: электронные образовательные ресурсы и программные комплексы, и образовательные робототехнические модули и развивающая образовательная среда AFS (разработчик – компания «Экзамен-Технолаб»)

7. Осипова О.П. Процесс создания и внедрения электронных образовательных ресурсов
//Народное образование. 2015. № 4. С. 127-133.
(В статье автор освещает следующие вопросы: электронный образовательный ресурс; модульный курс с использованием дистанционных образовательных технологий; электронный учебно-методический комплекс; основные этапы и обоснование педагогического проектирования, моделирования, конструирования, апробации и экспертизы ЭОР)

8. Якушина Е.В. Работа с электронной почтой в программе Mozilla Thunderbird
//Справочник руководителя образовательного учреждения. 2010. № 2. С.66-74.
(Автор статьи знакомит читателей с возможностями распространяемого программного обеспечения. В данной статье речь пойдет о принципах работы с электронной почтой в программе Mozilla Thunderbird)

9. Василевская Е.В. Электронное методическое сопровождение педагога – современное направление деятельности методической службы
// Методист. 2015. № 4. С.19-23.
(В статье рассматриваются основные подходы к организации современного направления методической службы – электронное методическое сопровождение деятельности педагога. Рассматриваются свойства информационно-образовательной среды методического сопровождения педагогов; компоненты, необходимые для создания электронного методического сопровождения; говорится о дистанционных технологиях; об этапах полного цикла электронного методического сопровождения)