Новости

ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ «ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ». 27.03.2024 г.

Направление «Профильное обучение. Профориентация».

Стажировочная площадка «Растим будущего педагога» на базе МБОУ «Школа № 76 имени. Н.Н. Чумаковой».

В начале мероприятия к участникам обратилась Сарычева Т.В., начальник управления образования и молодежной политики администрации г. Рязани, представив презентацию муниципальных площадок региональных инновационных проектов. Она отметила, что в этом году тематика педагогического Форума отражает направления этих площадок: обеспечение национальной технологической безопасности страны; реализация единой модели профориентационной деятельности «Профминимум»; участие нашего города в реализации федерального проекта «Создание единой системы научно-методического сопровождения учителей предпрофильных и профильных классов»; получение Рязанью почетного звания «Город трудовой доблести»; мероприятия, связанные с объявлением Года семьи в России. Татьяна Васильевна рекомендовала собравшимся активно включиться в деятельность по реализации всех проектов.

«Рязань – город трудовой доблести» – тема выступления Филимонова С.В., председатель регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество». Сергей Владимирович рассказал о тематических мероприятиях, в которых могут принять участие педагоги, учащиеся, родители. Это акции по благоустройству территории, организация работы трудовых отрядов по благоустройству городских пространств, оформление экспозиций, встречи с трудовыми династиями, коллективами, ветеранами труда, «Живые уроки» на предприятиях города Рязани, единый урок «Рязань – город трудовой доблести», конкурсы сочинений, видеороликов, рисунков, фотографий, исследовательских работ, посвященных трудовому вкладу рязанцев в достижение Победы в Великой Отечественной войне.

Об особенностях реализации и перспективах развития региональной сети профильных психолого-педагогических классов рассказала Лазуткина Лариса Николаевна, проректор по учебной и воспитательной работе ФГБОУ ВО «РГУ имени С.А. Есенина», доктор педагогических наук. В проекте 2023 года было задействовано 75 школ области. Поставлена новая задача – повышение продуктивности проекта. В 2024 году акцент сделан на развитие сети специализированных психолого-педагогических классов и расширение числа их видов. Для реализации задач проекта был выбран дистанционный формат на платформе СФЕРУМ. Тренинги и конференции, а также профильные смены проводятся очно.

«Будь учителем» – тема в рамках проекта «Педагогический класс» в Кораблинском районе Рязанской области. Сивцова Ирина Валентиновна, начальник УОиМП Кораблинского района Рязанской области рассказала, что данный проект реализуется в Кораблинском районе с 2018 года. В его основе – создание волонтерского педагогического отряда в МОУ «Кораблинская СШ им. Героя РФ И.В. Сарычева». Продолжился он проектами «Школа будущего педагога» и «Лига наставников – МОУ «Кораблинская СШ № 2» в 2019 и 2020 гг. соответственно. В проект вовлечены старшеклассники школ района.

Об организации сетевого взаимодействия по формированию и функционированию классов психолого-педагогической направленности на базе образовательных организаций Касимовского района рассказала Бабаева Светлана Владимировна, заместитель начальника УОиМП Касимовского района Рязанской области. Подробнее спикер остановилась на сотрудничестве с РГУ и проведении совместных мероприятий, а также проблемах, достижениях и перспективах развития данного направления деятельности.

Мероприятие продолжилось стратегической проектной сессией для руководителей общеобразовательных учреждений «Кадры решают все». Модераторами секций выступили директора рязанских школ.

На каждой секции обсуждались самостоятельные вопросы, касающиеся общей темы – кадровой ситуации в общеобразовательных учреждениях.

«Как привлечь педагогов в школу?» На этот вопрос искали ответ руководители общеобразовательных учреждений Московского района. Модераторы Попова Светлана Владимировна, директор МБОУ «Многопрофильная школа № 17», и Зайцев Владимир Васильевич, директор МБОУ «Школа № 41», умело направляли ход обсуждения.

Вопросу поддержки и сопровождения молодых педагогов была посвящена работа второй секции – руководителей общеобразовательных учреждений Октябрьского района. Директора взаимодействовали с модераторами Илюкиной Людмилой Вячеславовной, директором МБОУ «Школа № 63», и Стребковой Натальей Николаевной, директором МБОУ «Школа № 68».

Эффективную модель деятельности педагогических классов обсудили директора Железнодорожного района. Модераторами стали Сафронова Ольга Евгеньевна, директор МБОУ «Школа № 39 «ЦФМО», и Карасёва Елена Ивановна, директор МБОУ «Школа № 57».

К обсуждению ответа на вопрос о роли учителя-наставника и учителя-методиста в развитии кадрового потенциала педагогических работников в качестве модераторов были привлечены Ларина Марина Евгеньевна, проректор ОГБУ ДПО «РИРО», руководитель ЦНППМ62, и Харькова Татьяна Константиновна, директор МБУ «ЦМиСО», – их ви́дение проблемы как профессионалов методического сопровождения помогло руководителям общеобразовательных учреждений Советского района сделать необходимые выводы по теме секции.

Ответить на поставленные вопросы за ограниченное время довольно сложно. Но директора школ были активными участниками обсуждения, неравнодушными заинтересованными людьми. Живое обсуждение насущных проблем образования – это формат работы, давно зарекомендовавший себя с наилучшей стороны.

Методические мастерские по теме «Организация деятельности профильных психолого-педагогических классов», участниками которых были заместители директоров школ по учебной и воспитательной работе, учителя профильных классов, классные руководители Рязани и Рязанской области, состоялись также на базе МБОУ «Школа № 76 имени Н.Н. Чумаковой».

Мастер-класс «Формирование коммуникативной культуры учащихся педагогических классов» провела Паршина Наталья Витальевна, педагог-психолог и педагог дополнительного образования высших квалификационных категорий МАУДО «РГДДТ». Она поделилась с коллегами своим опытом работы с подростками и старшеклассниками в дополнительном образовании и провела фрагмент тренинга «Искусство общения» по формированию коммуникативной культуры учащихся. В процессе выполнения практических заданий участники повысили компетентность в сфере общения через изучение коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения.

В ходе деловой игры «Педагогический класс – школа будущего» участникам были предложены наиболее актуальные вопросы деятельности педагогических классов школы. Участники, разделившись на три группы (Семья, Школа, ВУЗ), обсудили и представили свои мнения и рассуждения на данную тему. В свою очередь ведущие мероприятия – Акимова Елена Владимировна, заместитель директора по учебной работе, и Гусева Наталья Владимировна, учитель английского языка, классный руководитель 11 А педагогического класса МБОУ «Школа № 8», – представили ответы, полученные в результате двухлетней работы с учащимися, родителями, а также педагогами РГУ. Результатом совместного обсуждения стало выделение наиболее значимых и актуальных направлений работы школы и вуза в рамках деятельности педагогических классов школ города.

Жокина Н.А., начальник ресурсного центра по подготовке специалистов в области воспитания РГУ имени С.А. Есенина, кандидат педагогических наук провела мастерскую «Умей дружить!» Ведущими стали студенты, побывавшие на Всемирном фестивале молодежи. Юлия Щукина и Ярослав Мишин работали волонтёрами, а Ирина Галкина, Анастасия Прибылова были участниками фестиваля. Они сумели не только передать атмосферу этого уникального события, но и поделились идеями, как заинтересовать старшеклассников одним из важных направлений деятельности Движения Первых. Надежда Алексеевна предложила рассматривать эту работу как возможность для школьников в освоении компетенций, востребованных педагогической профессией, а в целом – способ формирования положительной мотивации в выборе этой профессии. Студенты показали игровые технологии, развивающие коммуникативные качества, эмпатию, заинтересованность в понимании других людей. А также предложили опыт проведения акции «Подари книгу», проекта «Открытка другу». Мастерская завершилась флешмобом «Умей дружить!»

Для участников мероприятия действовала интерактивная образовательная площадка «Счастье есть. Оно называется «Семья», которую организовали педагоги и учащиеся психолого-педагогических классов Кораблинского района Рязанской области. Они рассказали о работе педкласса. Девочки поделились впечатлениями, что им дает обучение в нем, представили интерактивные формы, методы, приемы работы, которыми овладели обучающиеся психолого-педагогического класса. Под руководством педагога и учениц участники площадки заполняли «информационный фартук», работали в парах, выполняли психологический прием «Грецкий орех». Вместе пришли к выводу, что семья – самое ценное в жизни, то, что приносит счастье.

Столь масштабное взаимодействие уже не редкость в организации педагогических мероприятий нашего города. Сегодняшнее стало площадкой для обмена опытом, показало, насколько эффективным средством является партнерство в сфере образования, дало возможность проявить себя и начинающим педагогам, и уже признанным мастерам и профессионалам.

Стажировочная площадка на базе МБОУ «Школа № 63» состоялась в рамках направления «Год Семьи – 2024. Организация эффективного взаимодействия семьи и образовательного учреждения».

Пленарное заседание началось презентацией по теме площадки от коллектива МБОУ «Школа № 63».

Далее учитель начальных классов, заместитель директора МБОУ «Школа № 48» Анашкина Н.В. познакомила слушателей с системой взаимодействия педагога с родителями учащихся, подчеркнула, что такое взаимодействие является одним из важнейших условий формирования личности ребенка. Учитель ведет работу с родителями в 3 направлениях: обучение родителей, взаимодействие с родителями, обучение у родителей. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм работы помогают Надежде Васильевне обогатить родителей педагогическими знаниями, узнать потребности детей и родителей, своевременно оказать помощь, приобщить родителей к организации праздников, к участию в конкурсах, акциях. Педагог регулярно проводит открытые уроки и консультации для родителей, информирует о мероприятиях в классе и в школе, высылает фотографии, делает комментарии. Спикер также поделилась «секретами», которые помогают активизировать родителей.

Грибанов И.А., учитель музыки МБОУ «Школа № 36», представил мастер-класс «Музыка начинается в семье». Он отметил, что правильное взаимодействие учителя с родителями является важным аспектом в формировании мировоззрения, морали и этических вкусов у ребенка. Музыка играет одну из важнейших ролей. Особая атмосфера, которая царит в семье, может вдохновить ребенка на занятие творчеством и создать благоприятную, дружелюбную атмосферу в кругу семьи.

В продолжение площадки были проведены две педагогические мастерские.

Первая мастерская.

Ходакова Н.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 43», познакомила слушателей с системой работы по вовлечению родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья» в соответствии с ФОП ДО. Наталья Владимировна сравнила детей с маленькими зернышками, которым, чтобы прорасти, необходимы специальные условия. Именно семья оказывает самое большое влияние на детей, а значит необходимо единство подходов в воспитании и обучении в условиях детского образовательного учреждения и семьи, повышение воспитательного потенциала семьи. Далее педагог рассказала о формах работы с родителями. Особый акцент сделала на таких нетрадиционных формах, как дни пап и мам; «книжкины именины»; совместные проекты; совместный с родителями парад, посвященный Дню Победы.

Тему творческого взаимодействия педагогов и родителей для разрешения конфликтных ситуаций в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста раскрыли Горюнова Л.В., заместитель заведующего по ВМР; Мальцева О.В, Грипас В.А., Шершнева А.С., Купырева К.А., воспитатели МБДОУ «Детский сад № 10». Игровая деятельность – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Игрушка – неотъемлемая часть этой деятельности. Какими же словами мы можем охарактеризовать игру и игрушку? Что испытывает ребенок, соприкасаясь с игрушкой в игровой деятельности? Это, конечно же, Счастье! Радость! Улыбки! Удивление! Восторг! И вдруг – ссора… Конфликт! Что делать? Как быть? Вариант решения этой проблемы предложили педагоги: попробовать разобраться вместе!

Мастер-класс «Музыкальные игры в детском саду и дома» провели Волкова С.В., музыкальный руководитель, и Демидова Н.Н., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 115». Светлана Владимировна считает, что одним из неотъемлемых элементов формирования личности ребенка дошкольного возраста является музыкальное воспитание. Музыка и движения развивают музыкальный слух ребенка, учат его чувствовать ритм. Музыкально-игровая деятельность требует предварительного выучивания текста: ребенок тренирует речь и память. Наличие правил игры дисциплинирует дошкольника. В процессе игры развивается образное мышление. Кроме того, музыкальные игры способны доставить ребенку немалое удовольствие: возможность выражать свои эмоции, двигаться, общаться с другими детьми и взрослыми в рамках игрового процесса. Светлана Владимировна призвала слушателей применять музыкальные игры на занятиях, в режимные моменты и делиться ими с родителями. Далее присутствующие на секции педагоги – под чутким руководством Светланы Владимировны и Натальи Николаевны – играли в музыкальные игры. Светлана Владимировна поясняла цель и задачи каждой игры, делала акцент на том возрасте детей, для которого она предназначена.

Вторая мастерская.

Кугушева О.Н., заместитель директора МБОУ «Школа № 41», провела мастер-класс «Организация совместных мероприятий для детей и родителей в воспитательной системе класса». Оксана Николаевна рассказала о том, что воспитательная работа в ее классе строится на «союзе трех сердец: учитель – ученик – родители». С самого начала работы с родителями она старается заинтересовать родителей школьной жизнью, дать им возможность проявлять инициативу. Использует различные формы взаимодействия с родителями. Особенное воздействие на них неизменно оказывает брейн-ринг «Детки-предки». В данной игре «деткам» предоставляется возможность узнать об интересах родителей в их школьные годы, а «предки» могут глубже погрузиться в интересы современных школьников. Участникам мастерской тоже пришлась по душе эта наглядная форма организации работы.

О нестандартных формах работы с родителями на основе краеведческого материала рассказала Игнатченко И.В., учитель начальных классов МБОУ «Школа № 43». Она отметила, что в Год семьи особое внимание будет уделено сохранению традиционных семейных ценностей. Далее спикер предложила несколько упражнений, помогающих ей выстраивать верный процесс работы с родителями. Так, в ходе упражнения «Строим лесенку» участникам предлагается набор карточек, которые нужно расположить в виде лесенки. Ступеньки выстраиваются по мере значимости и важности каждого из приобретенных качеств личности. В итоге родители должны прийти к высшей ступени, где должны стоять Духовность и Знания. Упражнение «Стили воспитания» помогает ответить на вопрос, как же из маленького человека в обычной семье воспитать творца, всемирно известную личность, созидателя прекрасного? В ходе упражнения «От сердца к сердцу» ведущий приглашает родителей в круг, по кругу передается микрофон. На слайдах появляются фразы, а родители по очереди их продолжают, например фразу «Для того, чтобы мой ребенок был счастлив, я должен...». Все эти упражнения помогают учителю лучше понять родителей своих учеников, а родителям – ближе узнать своих детей. А вместе учитель и родители идут к единой цели в воспитании личности.

Агапкина Н.А. провела Мастер-класс «Право на счастье». Педагог сделала вывод на основе опыта работы, что самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Классный руководитель и родители должны стать ответственными партнерами в воспитании ребенка. Равенство сторон, взаимоуважение, доброжелательность, заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества – залог успеха этой деятельности и он во многом зависит от подготовленности классного руководителя к данной работе.

Направление «Лучшие методические разработки по формированию функциональной грамотности» продолжило свою работу в МБОУ «Школа № 75».

Читательская грамотность.

Мастер-класс «Приемы формирования смыслового чтения на уроках истории и обществознания» касался решения смысловых задачи с историческим содержанием. Лещенко Виктория Петровна, учитель истории МБОУ «Школа № 75», подробно рассказала об опыте работы в данном направлении.

Мастер-класс «Познание начинается с удивления» Прибылова Екатерина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа № 70», начала с вопроса: «Чем может удивить учитель?» И предложила ответы: «Фактом, методом и образовательной средой». В пример спикер привела работу с произведением современной писательницы Н. Дашевской «Наушники». Применяя технологию смыслового чтения, детально разобрала с аудиторией данное произведение.

Математическая грамотность.

Мастер-класс «Методы, приемы и технологии формирования математической грамотности обучающихся» провела Четверикова Ольга Николаевна, учитель математики МБОУ «Школа № 3 «ЦРО». Она рассказала об особенностях применения практико-ориентированных задач и их эффективного использования при формировании математической грамотности, а также о методах и приемах, позволяющих достигать качества обучения при их решении.

Финансовая грамотность.

Родина Татьяна Геннадьевна, учитель информатики МБОУ «Школа № 34», организовала мастер-класс «Откройте новые горизонты: финансовая грамотность в путешествиях как источник вдохновения» о любви к путешествиям. Она поделилась лайфхаками, как можно бережно отнестись к деньгам и сэкономить их.

Естественно-научная грамотность.

На мастер-классе «15 строчек» Горюшкин Сергей Валерьевич, учитель биологии МБОУ «Школа № 75», рассуждал о том, кто были и есть герои. Зачастую дети знают о научных открытиях, но ничего не знают о личностях людей науки. Спикер говорил о том, что и сейчас среди нас есть герои, но о них мы ничего не знаем. Поэтому следует говорить о личностных качествах таких людей, а не читать о них «15 строк в учебниках».

Завершилось мероприятие занимательным квестом для педагогов от коллектива МБОУ «Школа № 75». Командам педагогов предлагалось пройти по маршрутным листам станции «За семь морей», «Не все то золото, что блестит», «К истокам», «Звонкая монета», «Выжить вопреки», «В добрый путь». На каждой станции педагоги выполняли различные задания по финансовой грамотности и зарабатывали баллы. Цель игры – спасти цивилизацию, выкупив ключ к источнику знаний – библиотеке. Это смогла сделать команда, набравшая наибольшее количество баллов.

В рамках направления «Инженерное образование» состоялась стажировочная площадка на базе Рязанского государственного радиотехнического университета им. В.Ф. Уткина для учителей информатики.

Открывали мероприятие ректор РГРТУ Чиркин Михаил Викторович и декан факультета вычислительной техники Перепелкин Дмитрий Александрович. Михаил Викторович особо отметил, что предмет «информатика» и знания, которые ученик получает, очень важны для современного человека, живущего в информационном обществе.

В свою очередь министр цифрового развития Рязанской области Ульянов Андрей Юрьевич подчеркнул значимость нейросетей, искусственного интеллекта и машинного обучения, которыми пользуется человек для решения различного рода задач.

Во второй части занятия слушатели под руководством Тишкиной Валерии Валентиновны, доцента кафедры вычислительной и прикладной математики, кандидата технических наук, создали простейшую нейронную сеть с использованием языка программирования Python для распознавания написанных вручную цифр. А с Тарасовым Андреем Сергеевичем, старшим преподавателем кафедры электронных вычислительных маши, кандидатом технических наук, экспортировали модель нейросети и запустили ее на микрокомпьютере Raspberry Pi 4, определяющую, что изображено на фотографии, – собака или кот.

В направлении «Эффективные воспитательные практики» Попова Анна Дмитриевна, профессор кафедры философии, доктор исторических наук РГУ им. С.А. Есенина провела мастер-класс «То ли кошки, то ли люди? О чем могут рассказать сувениры» (в рамках семинара «Новый взгляд на школьный музей»). Она рассказала, как помочь школьникам создать свои коллекции и представила часть коллекции кошек из разного материала.

В направлении «Университетская среда. Педагогический форум РГУ имени С.А. Есенина» были организованы мероприятия для учителей-предметников.

Сафронов А.В., доцент кафедры литературы и журналистики, кандидат филологических наук, провел мастер-класс «Подготовка школьников к тематическим олимпиадам по литературе».

Лекцию-семинар «Применение онлайн-конструкторов при обучении биологии» прочла Карасева В.С., старший преподаватель кафедры биологии и методики ее преподавания. Она познакомила коллег с электронными приложениями Mozaik – визуализации объектов в формате 3D; Рlikers – по организации опросов; Simpleshow – онлайн-конструктором анимированного видео.

Научно-практический семинар «Работа с одаренными детьми: калейдоскоп методических идей» провела Кирьянова Е.А., и. о. заведующего кафедрой истории России и методики обучения истории и обществознанию, доктор исторических наук.

Мастер-класс «Виртуальная реальность как метод обучения» организовала Павлушина В.А., доцент кафедры информатики, вычислительной техники и методики преподавания информатики, кандидат педагогических наук, подробно рассказав, как создать виртуальную экскурсию в программе AR Studio.

Использование диаграммы Ганта для решения задачи 22 ЕГЭ по информатике (2024) о многопроцессорных системах представила Князькова О.В., старший преподаватель кафедры информатики, вычислительной техники и методики преподавания информатики.

Практическое занятие «Лингвострановедческие аспекты подготовки к всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку» провел Рогатин В.А., доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации, кандидат педагогических наук.

Крючкова И.М., доцент кафедры социальной психологии и социальной работы РГУ им. С.А. Есенина, кандидат педагогических наук представила интересный по форме урок открытых мыслей – беседу «Человек семьей крепок: русские пословицы о семье в контексте социальной работы». Она отметила, что Год семьи – важное эмоциональное событие, а народная мудрость – это социальный багаж, не теряющий своей актуальности в современных реалиях, выступающий как одно средств воспитания в семье и поддержки гармоничных супружеских отношений.

Очередной день Форума получился насыщенным, разноплановым, интересным. Взаимодействие столь широкой аудитории – школы, ДОУ, вузы, управленческие структуры – приносит огромную пользу, обогащая профессиональный опыт, задавая верное направление организации деятельности.

ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ «ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ». 26.03.2024 г.

Направление «Региональный компонент предметного содержания в школе»
Стажировочная площадка «Школьный урок: региональный компонент» была организована на базе МАОУ «Лицей № 4». В приветственном слове Харькова Т.К., директор МБУ «ЦМиСО», рассказала о направлениях работы Форума в этом году, отметив, что его образовательные мероприятия направлены на сопровождение реализации актуальных направлений развития системы образования региона и муниципалитета. Особое внимание спикер обратила на партнерское взаимодействие с ведущими вузами города. Также она упомянула, что в рамках Форума будут затронуты темы всех федеральных проектов этого года. Затем Татьяна Константиновна презентовала муниципальную площадку регионального инновационного проекта «Школьный урок: региональный компонент».
Тему продолжила Серикова Елена Владимировна, и. о. директора МБУК «ЦГБ им. С.А. Есенина», рассказав о широких возможностях взаимодействия школы и музея. Спикер представила буклеты по темам экскурсий, подробно рассказав о данном виде деятельности библиотеки.
Воронина Л.Г., руководитель городского методического объединения, учитель истории и обществознания МАОУ «Лицей № 4» в своем выступлении поделилась наработанной информацией об истории Рязани в годы Великой Отечественной войны. Спикер отметила, что в 2023 году Рязань получила статус Город трудовой доблести, поэтому особенно актуально дать возможность школьникам узнать о роли нашего города как тылового центра в страшные военные годы. Любовь Геннадьевна рассказала об организации обороны города осенью 1941 года, о работе промышленных предприятий в годы Великой Отечественной войны, а также о роли женщин и детей в обеспечении снабжения армии.

Далее для педагогов были организованы предметные педагогические мастерские в рамках заданного направления.

Начальная школа.

Своим опытом работы по теме «Реализация регионального компонента в системе начального образования» поделились учителя начальных классов МБОУ «Школа № 55 с УИОУП».

Ожерельева С.В. познакомила с актуальностью и особенностями включения регионального компонента в систему обучения и воспитания в младших классах. Педагог рассказала о направлениях и формах реализации регионального компонента в содержании образования, а также о педагогических условиях, необходимые для его эффективной реализации.

Давыдова Н.В. рассказала об использовании на уроках краеведческого материала, который не только расширяет кругозор ребенка, развивает интеллектуальные и творческие способности учащихся с учетом их интересов и склонностей, индивидуальной траектории развития, но и способствует формированию нравственных качеств.

Королькова Ж.И. в своем выступлении осветила основные вопросы применения регионального компонента во внеурочной деятельности и внеклассной работе. Педагог подробно рассказала о методах и приемах, эффективно используемых в педагогической практике.

Квиз для педагогов начальной школы «Знатоки Рязанского края» провели учителя МБОУ «Школа № 75» Садовова Т.С. и Шишкина Н.Е. Участникам квиза были предложены задания на краеведческую тему: толкование пословиц и поговорок о родном крае, тест на знание истории, вопросы о культуре и другие. Педагогам понравилось данное мероприятие, они проявили активность и показали отличные знания о Рязанской земле.

Чернышова М.В., МБОУ «Гимназия № 2», отметила, что формирование функциональной грамотности у младших школьников – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь учителю нужных результатов, можно лишь умело и грамотно, сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии, среди которых особым образом зарекомендовала себя проектная задача. В ходе мастер-класса спикер раскрыла методические особенности организации работы над проектными задачами, их роли в изучении природы родного края. Она отметила, что процесс создания проектной задачи трудный, но интересный и требует от учителя целого комплекса профессиональных компетенций. На примере межпредметной проектной задачи «Путешествие в Окский заповедник» учитель продемонстрировала спектр возможных заданий, при выполнении которых ученики испытывают положительные эмоции, проявляют фантазию, творчество, работают с текстами, таблицами, диаграммами.
Афонина Л.В., МАОУ «Лицей № 4», в мастер-классе «Родные улицы полны сокровищ!» раскрыла слушателям тайны образовательного геокешинга. Она показала, как элементы туристской игры с применением навигационных систем, состоящей в нахождении тайников, можно использовать в учебном процессе. Такие занятия позволяют научиться работать со схемами, компасом, картами, развивают интеллект, эрудицию и, конечно, дают возможность лучше изучить родной край.

Русский язык и литература.

Суворкина Е.Н., МБОУ «Школа № 65», в рамках мастер-класса «А у нас в Рязани...» предложила слушателям секции посмотреть на краеведческий материал как на средство повышения мотивации и познавательной активности учащихся. Взяв за основу известную пословицу «А у нас в Рязани грибы с глазами: их едят – они глядят», Елена Николаевна рассказала, как можно с ее помощью создать на уроке проблемную ситуацию, повторить способы подчинительной связи в словосочетаниях, изучить знаки препинания в бессоюзном предложении и научиться создавать сочинение-описание.
Ландышева М.М., МБОУ «Школа № 64», представила мастер-класс «Знакомьтесь: Салтыков-Щедрин», в ходе которого предложила участникам «посетить» места, связанные с именем писателя. Мария Михайловна познакомила присутствующих с этапами и приемами создания интерактивной экскурсии и предложила коллегам попробовать себя в роли экскурсоводов.
Шамонова А.А., МАОУ «Лицей № 4», провела мастер-класс на тему «Лингвистическое краеведение: о чем расскажет карта». Слушатели погрузились в изучение лингвистических особенностей диалектов и говоров родного края с помощью географической карты. Основываясь на принципе «соизучения языка и культуры», Анастасия Александровна показала приемы работы с культуроведческим материалом. Под руководством педагога участники мероприятия создавали лингвистические задания, ориентированные на углубление знаний школьников о родном языке и культуре родного края.
Добедина Н.В., МБОУ «Многопрофильная школа № 17 имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова», провела фрагмент урока русского языка в 10 классе «Средства связи предложений в тексте. Практикум (на примере очерков К.Г. Паустовского «Мещерская сторона»)». Спикер продемонстрировала, как можно использовать межпредметные связи и материал литературного краеведения на уроках русского языка. Под руководством педагога участники мероприятия расширили свои знания о природе родного края.
Колокустова М.В., МБОУ «Школа № 33», продемонстрировала фрагмент интерактивного занятия по внеурочной деятельности «Родные слова – наше наследство». Используя стихотворения Есенина в качестве иллюстративного материала, педагоги изучали диалектную лексику. Марина Викторовна поделилась с коллегами опытом разработки и проведения дидактических игр на примере квеста «Наследство», часть заданий которого педагоги выполнили в ходе командной работы.

Иностранные языки.

Куджиева О.А., МБОУ «Школа № 67», представила интерактивную экскурсию «А у нас в Рязани грибы с глазами!», в ходе которой предложила слушателям найти, пожалуй, самый необычный символ города. Под руководством педагога ученики 11 класса разработали пешеходный маршрут с элементами квеста. Вместе с ними участники мероприятия прошли по центру города и отыскали скульптуры, посвященные грибам: пионер и профессор, коробейник и дозорный – вот кто попадется вам на улицах Рязани. Из видеоролика слушатели узнали, как пополняется коллекция и как рязанцы стали героями шутливого стихотворения.

Урманова О.А., МБОУ «Школа № 14 с углубленным изучением английского языка», подготовила видеопрезентацию своей авторской экскурсии региональной направленности «Прославляй родную землю». Она рассказала об использовании краеведческого материала на уроках английского языка в рамках совместного проекта «Город. История города». Проект стал дополнением к УМК «Английский язык 4 класс» Верещагиной И.Н. и Афанасьевой О.В. В рамках внеурочной деятельности Урманова О.А. и ее учащиеся готовят и презентуют театрализованные экскурсии об истории города и области, о знаменитых земляках.

Завадская В.С., МБОУ «Гимназия № 5», представила мастер-класс по включению элементов регионального страноведческого компонента «Моя малая родина – всему миру», в ходе которого представила действующие модели организации творческой проектной деятельности детей разных ступеней обучения на уроках обобщения и систематизации знаний. Вероника Сергеевна показала приемы организации систематической работы по интеграции регионального компонента в программу по английскому языку на примере УМК "Starlight". Под руководством педагога участники мероприятия поработали с интерактивной картой города и составили туристический маршрут для гостей города.

Антипова И.А., МБОУ «Школа № 6 с углубленным изучением французского языка», поделилась опытом работы по использованию регионального компонента в обучении французскому языку на разных этапах средней школы. Педагог считает, что регионоведческий материал способствует повышению мотивации обучающихся и более осознанному овладению иностранным языком, а также воспитывает. В своем выступлении Ирина Анатольевна анализировала темы для обсуждения в рамках регионоведческого образования, делится методами, формами работы.

История и обществознание.

Воронина Любовь Геннадьевна, МАОУ «Лицей № 4», провела мастер-класс «Рязанское ралли», на котором познакомила коллег с квест-технологией, как формой работы с краеведческим материалом.

В выступлении Солнцевой Ю.А., МБОУ «Школа № 39 «ЦФМО», «Краеведческий компонент на уроках истории в 6–7-х классах» было наглядно показано, какие исторические события, связанные с Рязанской землей, можно интегрировать в уроки по истории России. За основу были взяты 6 и 7 классы, но на этом материал не ограничивается – в дальнейшем ученики смогут узнать о событиях и земляках более близких по времени. Эти знания будут полезны и при проведении внеурочных занятий, при подготовке докладов и рефератов и в обучении новому курсу «История нашего края».

Анцупова И.В., МБОУ «Школа № 39 «ЦФМО», рассказала о значимости «Разговоров о важном». Она представила процесс подготовки к «Разговорам…». Педагог опрашивает 11-классников: что бы они хотели услышать на занятии. Часто бывают провокационные вопросы. Старается делать так, чтобы ученики увидели события с разных точек зрения, а не только так, как написано в учебнике, чтобы в воображении сложилась цельная картинка. Например, на основе старого географического лото сделала подобное для школьников, на фестивале наук в школе представила памятники. Дети, к сожалению, не смогли их узнать. Значит, есть повод включить данную тему в классные часы и для реализации регионального компонента на уроках истории. Также в подобных заданиях можно использовать портреты известных земляков, выясняя с обучающимися, чем знамениты соотечественники, говоря об их открытиях, подвигах, творчестве.

География.

Енякина Е.В., МАОУ «Школа № 47», представила фрагмент внеурочного занятия «Музей Мещерского леса» с элементами регионального компонента курса «География России». Присутствующие в увлекательной интерактивной форме познакомились с аспектами физической, исторической, экономической, социальной географии лесной зоны Рязанской области. Мастер-класс продемонстрировал доступность и универсальность формы обучения в виде работы с музейной экспозицией краеведческого содержания.

Светлана Николаевна Ефимкина, МБОУ «Школа № 64», показала фрагмент урока-исследования по географии для 5 класса по теме «Погода». На уроке при помощи стихов Есенина предлагается найти ответы на ряд вопросов о погоде. Так, используя стихотворение «Пороша», ученикам предлагается выбрать слова, которыми автор описал погоду. Ответ на вопрос: «Почему меняется погода?» – ученики ищут в стихотворении «Буря».

Панина Э.Г., МБОУ «Школа № 11 с УИОУП », подобрала к своему выступлению в качестве эпиграфа слова Ж.-Ж. Руссо «Непосредственный интерес – вот великий двигатель, единственный, который видит верно и далеко, интерес в педагогической системе является краеугольным камнем обучения». Педагог отметила, что палеонтология – это наука, которая формирует научное мышление. Каждый из детей может почувствовать себя ученым – палеонтологом и краеведом. И в этом помогает участие в проектно-исследовательской работе. Далее учитель представила работу одной из своих учениц «Записки охотника за зубами». Цель работы было найти акульи зубы в деревне Малый Пролом Шацкого района Рязанской области. Эльвира Гамзатовна рассказала, как она использует материалы данного проекта на уроках и во внеурочной деятельности, продемонстрировав найденные ископаемые.

Дагаргулия А.Ш., МБОУ «Школа № 37», продолжила палеонтологическую тему и пригласила педагогов в литературно-палеонталогическую гостиную, где учителям географии были представлены не только окаменелости, найденные педагогами на берегах реки Оки в Спасском районе, но и возможность использования данных находок на уроках географии в 5–8-х классах при изучении разнообразных тем; а также стихотворные произведения, красочно описывающие внешний облик и образ жизни разнообразных обитатели древних морей мелового периода. Гости гостиной узнали что такое «ноготь с ноги дьявола», где обитали «чертовы пальцы» и можно ли лечиться порошком из белемнита, как аммонит попал в сериал «Игра престолов» и что можно увидеть в глазах трилобита, «глядящих с бесприютной тоской». Возможности нейросети позволили учителям географии представить, как могли выглядеть древние моллюски. В ходе гостиной была исполнена песня на палеонтологическую тему. А в завершение своего выступления Аниса Шамильевна поделилась с коллегами палеонтологическим рецептом поддержания в себе заряда положительной энергии.

Классные руководители, учителя технологии, ПДО.

Покидышева Е.С., МБОУ «Школа № 13», рассказала о воспитании патриотизма учащихся путем интегрирования регионального компонента в занятия «Разговоры о важном». 24 февраля 2022 года началась специальная военная операция по защите жителей Донбасса. В ней принимают участие и жители Рязанской области: военнослужащие 137-го гвардейского парашютно-десантного полка, выпускники прославленного Рязанского училища ВДВ имени Маргелова, добровольцы. Эти мужественные люди совсем рядом. Дети видят примеры героев-рязанцев, выпускников школы, гордятся тем, что эти люди их земляки. Роль «Разговоров о важном» в воспитании учащихся очень велика.

Богомолова Людмила Валентиновна, Сорокина Людмила Викторовна, Шаглина Екатерина Александровна, педагоги дополнительного образования МБУДО «ЦДТ «Приокский», представили выступление на тему «Игра в обучении». В 2021/2022 учебном году педагоги ЦДТ «Приокский» стали участниками муниципального проекта «Педагогическая лаборатория», что позволило обобщить и представить практический опыт работы педагогов в использовании игровых технологий. Тема лаборатории «Использование регионального компонента в игровых технологиях в обучении детей младшего и среднего школьного возраста». В основе работы педагогической лаборатории – авторская технология педагога дополнительного образования Богомоловой Л.В. «Игра в образовательном процессе». В работе педагогической лаборатории участвовали педагоги художественного и естественно-научного направления, работающие по дополнительным общеобразовательным программам «Истоки», «Ремесло основа жизни», подготовленному учебному проекту «Ремесла Рязанского края» во взаимодействии с программой деятельности музеев «Я поведу тебя в музей». Педагогическая лаборатория, как Методический формат профессионального объединения педагогов стал для педагогов инновационной формой профессионального и творческого роста. Среди результатов работы лаборатории – более 40 авторских дидактических игр; публикация методических разработок игр на интернет сайтах; создание информационных ресурсов: группы «Игра в обучении», «Истоки», «Музей этнографии «Берегиня».

Баклагина С.К., учитель начальных классов МБОУ «Школа № 40», провела мастер-класс «Региональный компонент в «Разговорах о важном». Часто региональный компонент педагог реализовала в интерактивной форме: встреча с интересным человеком, различные экскурсии, создание детьми по темам обсуждения рисунков, синквейнов, стихотворений, видеороликов, участие в викторинах, проведение опытов, создание рукописных книг. Для иллюстрации данной формы работы Светлана Константиновна провела обзорную экскурсию по некоторым «Разговорам о важном». Там были представлены «День спецназа» с презентацией сборника детских стихов «Героям нашего времени», городской квест «Грибная тропа», в ходе которой учащиеся сочинили песню о Рязани и сняли ролик, занятие «Герои нашего времени». Спикер сделала вывод, что включение регионального содержания позволяет сделать «Разговоры о важном» личностно-значимыми и практико-ориентированными. Далее спикер провела работу по группам над созданием рукописной книги, посвященной Есенину.

Мастер-класс по изготовлению куклы-на-пальчик «Секреты бабушкиного сундучка» провела Объедкова Вера Васильевна, педагог-организатор МБУДО «Центр детского творчества «Октябрьский». Она рассказала о значимом месте народных кукол, в частности куклы-на-пальчик. Изготовление этих кукол это еще и пальчиковая гимнастика. Педагог знакомит детей и родителей на занятиях совместного творчества с секретами изготовления куклы, используя особенности данного процесса в нашем регионе.

Стежкина О.А., учитель технологии МБОУ «Школа № 44», организовала педагогическую мастерскую «В соавторстве с природой: золотые руки рязанских мастериц». Участники услышали увлекательный рассказ обо всех этапах изготовления рязанского народного костюма – от посева семян до уникального художественного произведения. Помимо народных костюмов были представлены авторские разработки получения различных видов текстильных растительных волокон, произраставших на территории Рязанской губернии, образцы тканей, окрашенных природными пигментами, и многое другое. В завершение выступления была проведена небольшая тематическая игра.

Волобуева Н.В., МБУДО «РГЦРТДиЮ «Созвездие», в своем выступлении рассмотрела частные вопросы организации воспитательной работы со школьниками. В фокусе внимания – региональный компонент на занятии и вне его. За два года в объединении спикера сложилась система методов и форм, мотивирующая детей делиться своими открытиями, путешествовать по России и Рязанской области, посещать музеи и выставки. Надежда Вадимовна отметила важность открытого обмена мнениями, активной жизненной позиции и легкости на подъем. Педагог продемонстрировала современные формы диалога с учащимися, основанные на личном опыте путешествий. «Я там был!» – с гордостью говорят ученики о красивых местах родного края.

Акимова Р.Ю., МБУДО «РГЦРТДиЮ «Созвездие», в своем выступлении «Обучение декоративно-прикладному искусству», рассказала, как формирует бережное отношение учащихся к национально-культурным ценностям Рязанской области. На занятиях педагог знакомит учащихся с традициями, обычаями, бытовым укладом народа, населяющего Рязанский край. В объединение педагог проводит занятия по изготовлению касимовской набойки. Этому был посвящен мастер-класс педагога в ходе выступления.
Региональный компонент – тема масштабная, нужная, очень интересная. Именно таким и получилось мероприятие в Лицее на Соборной, посвященное данному направлению. Уверены, что педагоги, посетившие его, смогут использовать полученные знания и приобретенные умения в своей дальнейшей работе.

Направления «Профильное обучение. Профориентация», «Университетская среда. Педагогический форум РГУ имени С.А. Есенина»
Рязанский Политех стал площадкой для ежегодного Мартовского педагогического форума «Инновации в образовании». Форум является открытой площадкой для дискуссий, обмена опытом, профессионального диалога специалистов в области образования, методических блиц-интенсивов по повышению профессиональной квалификации педагогических команд образовательных учреждений. Сегодня занятие по 3D-моделированию для учителей математики и технологии школ г. Рязани и Рязанской области провел старший преподаватель кафедры «Информатика и информационные технологии» Кирюхин Евгений Андреевич.После занятия для участников Форума руководитель духовно-просветительского центра Владимир Иванович Крылов провел экскурсию по старинному зданию Политеха, рассказал об истории института, выдающихся выпускниках, также гости увидели, как проходит учебный процесс в стенах вуза сегодня.

Творческая мастерская «Растим педагога» продолжила работу магистрального направления «Творчество» в РГУ им. С.А. Есенина для заместителей директоров школ, педагогов, работающих с классами психолого-педагогической направленности. Ее провела Мартишина Нина Васильевна, профессор кафедры педагогики и менеджмента в образовании РГУ им. С.А. Есенина, доктор педагогических наук.

Новые мероприятия прошли в направлении «Университетская среда. Педагогический форум РГУ имени С.А. Есенина».

Мастер-класс «Нравственное и семейное воспитание дошкольников» представили Архарова Л.И., заведующий кафедрой, Савушкина Е.В., доцент кафедры, кандидат педагогических наук кафедры педагогики и педагогического образования. Рыбакова Я.Е., студентка 4-го курса РГУ провела мастер-класс по играм нашего детства. Преимущество этих игр – доступность, в них можно играть во дворе, перенимая у разных поколений правила и тонкости процесса, а при желании – добавляя что-то свое.

Работа секции продолжилась мастер-классом «Использование блоков Дьенеша для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста», который организовала Ивкина Т.В., доцент кафедры педагогики и педагогического образования, кандидат педагогических наук.

Интерактивную лекцию «Проблемы, тенденции и перспективы взаимодействия ДОО с семьей воспитанника» провела Дементьева М.Н., доцент кафедры педагогики и педагогического образования, кандидат педагогических наук.

Мастер-классом «Школа риторики молодого педагога» Богдановой Е.С., профессора кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин и методик их преподавания, доктора педагогических наук, завершилась работа секции РГУ для учителей начальных классов.

Для учителей художественного цикла лекцию-семинар «Стили в художественном творчестве: методика преподавания на уроках истории, предметной области «Искусство», МХК, ОРКСЭ, ОДНКНР» провела Ледовских Н.П., профессор кафедры культурологии, доктор философских наук.

Для учителей географии в рамках направления сегодня было организовано два интересных и полезных мероприятия. Первым было проведено практическое занятие «Вопросы регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по географии», которое организовал и провел Водорезов А.В., кандидат географических наук, доцент, заведующий кафедрой географии, экологии и туризма. Данная тема стала уже традиционной. На мероприятие были подробно разобраны вопросы олимпиады, основные ошибки участников, затруднения при выполнении заданий, рассмотрена возможная стратегия подготовки учащихся школ города к участию во всех этапах ВсОШ по географии.

Следующее мероприятие – лекция «Возможности музея краеведения РГУ имени С.А. Есенина в проведении эколого-географических экскурсий». Многие педагоги, в свое время окончившие данное учебное заведение с огромным удовольствием послушали информацию Водорезова А.В. о музее, его экспонатах и коллекциях и обсудили возможности их использования в своей работе в рамках урока и внеурочной деятельности.
Мастер-класс «Экономические задачи на вклады и кредиты на ЕГЭ по математике профильного уровня» организовала Платонова С.В., доцент кафедры математики, кандидат физико-математических наук. Эти задачи могут на первый взгляд показаться очень сложными. Но, научившись рассчитывать кредит или вклад «изнутри», легче станет понять, как работает эта модель в финансовых организациях. Мастер-класс «Организация работы со слабоуспевающими обучающимися на уроках математики» провела Бельман С.А., доцент кафедры математики, кандидат физико-математических наук.
Решение творческих заданий всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку на практике показал Денисов М.К., доцент кафедры второго иностранного языка и методики его преподавания, кандидат педагогических наук.

Направления «Профильное обучение. Профориентация», «Лучшие методические разработки по формированию функциональной грамотности.

На базе МАОУ «Школа № 47» прошла стажировочная площадка «Профильное обучение: оборонно-спортивное направление» в рамках направления «Профильное обучение. Профориентация».

Донцова О.А., директор школы, рассказала об образовании кадетских классов в учреждении. Отметила, какими качествами должны обладать кадеты. Рассказала о достижениях кадетов в различных соревнованиях и конкурсах.

Шеянов Н.А., педагог-организатор ОБЖ МБОУ «Школа № 33», отметил, что наряду с профессиональными качествами кадета, необходимо совершенствовать свою психологическую подготовку.

Сиротин А.И., преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Школа № 58 имени Героя Российской Федерации, гвардии капитана Орлова Сергея Николаевича», рассказал об истории кадетства, образовании кадетских классов в своей школе.

После выступлений спикеров для участников мероприятия была проведена экскурсия по школе. Донцова О.А. рассказала о школьном музее, показала три класса, предназначенные для занятий ОБЖ, ответила на вопросы. Практикум для педагогов – участников площадки был организован в кабинете ОБЖ.

В МБОУ «Школа № 38» были представлены лучшие методические разработки по формированию функциональной грамотности. Секция разделилась по предметным направлениям.

Выступления касались всех видов грамотности, выступающие эффективно показали их интеграцию.

Читательская грамотность.

Мастер-класс «Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности» провели Ганьшина Юлия Владимировна, Хамова Елена Викторовна, учителя начальных классов МБОУ «Школа № 59».

Математическая грамотность.

Мастер-класс «Формирование математической грамотности» организовала Мамедова Людмила Эйдуллаевна, учитель математики МБОУ «Школа № 62».

Финансовая грамотность.

Мастер-класс «Откройте новые горизонты: финансовая грамотность в путешествиях как источник вдохновения» представила Родина Татьяна Геннадьевна, учитель информатики МБОУ «Школа № 34».

Естественно-научная грамотность

Формированию естественно-научной грамотности на уроках биологии посвятила свой мастер-класс Хрупова Ольга Николаевна, учитель биологии МБОУ «Школа № 40».

Лаборатория 4К – ресурсный центр формирования функциональной грамотности в школе № 38, о котором подробно рассказала Лагода Ольга Александровна, заместитель директора, представила несколько мастер-классов.

Лего-конструирование как средство развития технического творчества детей. Мастер-класс провела Кузнецова А.С. и ученики 4а. В развитие технического творчества большой вклад может внести конструктор Lego Wedo 2.0. Гости мастер-класса познакомились с моделями, которые конструируют дети, а также с собственной разработкой сайта, где собраны пошаговые инструкции моделей. Педагоги собрали модель спутника и запрограммировали его.

Cuboro как пропедевтику инженерного образования представили Володина Е.Ю. и ученики 4а. Cuboro можно назвать навигатором функциональной грамотности, так как при использовании конструктора развиваются основные социальные навыки soft skills, позволяющие быть успешным независимо от специфики и направления деятельности. Cuboro представляет собой набор одинаковых по размеру кубических элементов, из которых можно по желанию построить какую угодно дорожку-лабиринт для шарика. Гости увидели модель, составленную школьниками, поиграли в игру Tricky Ways, научились считать баллы.

О мультстудии как средстве организации технического развития и художественно-эстетического воспитания учащихся рассказали Беляева Т.А. и ученики 4б, Трушина И.Г. и ученики 9б. Мастер-класс был представлен двумя секциями: с помощью смартфона и без технических приспособлений.

В первой секции гости научились создавать мультфильм в классической рисованной покадровой технике с помощью смартфона, штатива для него и специальной программы.

В секции без технических приспособлений педагоги сделали динамическую игрушку тауматрон и узнали, как ее применить на уроках для решения различных дидактических задач.

Как стать финансово успешным человеком, объяснили Наумова Г.А. и ученики 7а. Гости рассчитали себестоимость изделия и выяснили, как при минимальных материальных затратах получить прибыль на примере куклы Крупенички.

Этими яркими эффективными творческими мастерскими от педагогов МБОУ «Школа № 38» завершился день, полностью посвященный формированию функциональной грамотности. И это был поистине ее триумф! Участники были впечатлены организацией мероприятия и объемом информации, которая будет полезной в реализации данного направления обучения.

Направление «Эффективные воспитательные практики»

В актовом зале РГУ имени С.А. Есенина состоялась торжественная церемония подведения итогов и награждения победителей и призеров XXVII городского фестиваля «Школьный музей». В этом году фестиваль был посвящен Году семьи в РФ и собрал свыше 120 участников из 29 образовательных учреждений города Рязани.

Конкурсная программа фестиваля проводилась в следующих номинациях: «Я поведу тебя в музей…» – молодые руководители школьных музеев представили свои педагогические технологии приобщения школьников к музею; «Музей семейных предметов» – участники представили на суд зрителей и членов жюри уникальные семейные реликвии, документы, рассказали о семейных традициях, познакомили с историей школьной семьи; «Наши двери открыты…» – руководители школьных музеев со стажем работы более 5 лет поделились опытом работы с учащимися, представили интересные формы организации музейной деятельности; «Музейная команда» – номинация прошла ярко, с визитными карточками, с интересными вопросами и заданиями от организаторов квеста на знание музейного дела; «Музей: поиски и находки» – конкурсанты защищали свои исследовательские работы на научно-практической конференции. Темы исследований были посвящены нашим знаменитым землякам, героическому прошлому и настоящему нашего народа. Конкурсные работы оценивало профессиональное жюри, в состав которого вошли работники РГУ имени С.А. Есенина, детско-юношеского Центра «Звезда», музея истории молодежного движения, Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, музея-усадьбы И.П. Павлова, областного центра детско-юношеского туризма и краеведения.

Собравшимся в зале приветствовали почетные гости фестиваля. В числе первых чествовали основателя школьного музея космонавтики имени К.Э. Циолковского школы № 16 города Рязани Шурчкова Виктора Кузьмича и членов семейной династии, которые продолжают его дело в настоящее время. Члены жюри поделились своим мнением о работах конкурсантов и вручили памятные призы и грамоты победителям и призерам фестиваля. Завершился фестиваль эмоциональным исполнением песни «Я – русский» учеником школы № 73.

ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ «ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 25.03.2024 г.

Участников мероприятий принимали МБОУ «Школа № 60/61», МБОУ «Школа № 45», РГУ им. С.А. Есенина.

 Направление «Инженерное образование». Методический интенсив «Нейротехнологии: компетенции будущего» для учителей биологии, информатики, физики и заинтересованных педагогов других предметных направлений прошел на базе школы № 60/61, где вот уже несколько лет эффективно действует Кванториум. Площадки направления были организованы в виде специальных зон.

Зона «Нейротехнологии и биосигналы человека». Модераторы Пенькова Анна Александровна, учитель биологии, и Денисова Ирина Александровна, учитель биологии.

На мастер-классе изучение нейротехнологий и биосигналов человека в школьном курсе биологии педагоги выполнили измерения биосигналов с помощью методов электромиографии и фотоплетизмографии. Методом электроэнцефалографии изучали субъективное восприятие времени. Узнали о профессиях, связанных с нейротехнологиями.

В зоне «Био-Нейро-Сигналы и электроника» действовало сразу несколько занятий.

  1. ТехноТелепатия: управление виртуальными объектами. Модератор Попов Сергей Алексеевич, педагог дополнительного образования.

Участники ознакомились с терминами «нейротехнологии», «биологически обратная связь», узнали, какие бывают виды нейроинтерфейсов, как они работают и где применяются. На практике сначала надели проводной интерфейс и управляли зажиганием светодиодов на елке, затем – беспроводной и управляли взрывом бочки и подъемом шара. Преподаватели показали высокий уровень концентрации и способность ее удержания длительное время.

  1. Управление роботами с использованием cенсоров биосигналов человека. Модератор Кузнецов Данила Романович, учитель информатики и математики.

На занятии по внедрению нейротехнологий в робототехнику участники рассмотрели способы внедрения, написали программы, при помощи которых робот приводится в движение путем сжатия и разжатия руки, выяснили, что этот метод называется «электромиография мышц».

  1. Управление физическими объектами: создание простых биоинтерфейсов на базе микроконтроллера Arduino. Модератор Антипова Ольга Вячеславовна, заместитель директора по учебной работе, руководитель Школьного Кванториума.

На занятии учителя познакомились с набором-конструктором «Юный нейромоделист», который позволяет развивать практические навыки по регистрации и обработке биологических сигналов для управления электронными устройствами. Учителя создали простой пульсометр на основе сенсора PPG, светодиода и пьезозуммера. Провели измерения своего пульса без использования приборов: прощупыванием артерий, – с помощью пульсометра лаборатории «Битроникс» и с помощью самостоятельно созданного пульсометра. Опытным путем определили, что погрешности есть, но минимальные.

Зона «Игры разумом» также была представлена несколькими занятиями.

  1. Учение с увлечением: некоторые нейропсихологические приемы учителя. Модератор Марцинкевич Елена Евгеньевна, учитель информатики, педагог-психолог.

Учителя познакомились с нейропсихологией и нейроупражнениями. Выяснили, зачем нужны нейроупражнения не только учеником, но и учителям. Познакомились с тем, что такое межполушарная асимметрия и на что она влияет. Также Марцинкевич Е.Е. поделилась своим опытом снижения тревоги учащихся на уроке, рассказала о психологических приемах, которые учителя могут использовать для снижения собственной тревожности и стресса.

  1. Нейросети на уроке: практикум для современных педагогов. Модератор Приходько Алексей Михайлович, учитель информатики и физики.

На занятии у учителей появилась возможность ознакомиться с нейросетями, областью их применения, а также узнать возможности использования нейросетей для подготовки к урокам информатики, понять, как использовать нейросети при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

На практике проверили возможности нейросетей генерировать задания для программирования (и находить решения к уже существующим задачам), уникальные изображения, текст, а также возможность проверки на плагиат уже готового текста и его редактирования.

 

Практические занятия всегда имеют живой отклик у их участников. Учителя охотно включились в работу, задавали вопросы, эмоционально делились впечатлениями по завершении мероприятия.

Направление «Профильное обучение. Профориентация» было представлено стажировочной площадкой «Реализация единой модели профориентационной деятельности «Профминимум» на базе школы № 45. Участниками и слушателями стали классные руководители, заместители директоров школ по воспитательной работе.

С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась Козюканова Елена Ивановна, методист МБУ «ЦМиСО».

С темой «Реализация  федеральной программы «Профминимум» выступила Волкова Татьяна Александровна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Школа № 45». Она рассказала о том, что входит в профминимум, какие внеурочные занятия и мероприятия по профориентации были проведены, как взаимодействовала школа с вузами и СПО нашего города, какие предприятия посетили ученики и какие профессии смогли на себя «примерить».

Булатова Ольга Петровна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 64», представила свое видение работы по профориентации с учащимися 1–4-х классов в выступлении «Путь к профессии начинается в школе».

Далее была организована работа в трех группах, каждая из которых посетила по 3 мастер-класса, подготовленных классными руководителями МБОУ «Школа № 45».

Кладова Наталья Павловна, классный руководитель 11Б, представила классный час «Индивидуальность. Личность. Творчество». Знакомство участников мероприятия состоялось  в игре, затем они пели под гитару, работали в группах, выясняя, какого человека можно назвать личностью, и даже сочиняли короткие рассказы-драбблы.  Участники классного часа пришли к выводу, что личностью не рождаются – личностью становятся.

Ивлева Наталья Владимировна, классный руководитель 8А, и Потапова Татьяна Андреевна, классный руководитель 8Г, пригласили участников на родительское собрание «N шагов к выбору профессии мечты». «Родители» просмотрели видеоролик «Кто влияет на выбор будущей профессии?», прошли анкетирование и соцопрос «Какие требования вы предъявляете к своей будущей профессии?». Вместе присутствующие разработали стратегии выбора профессии. А еще Наталья Владимировна и Татьяна Андреевна провели психологический тренинг «Советы родителям».

Молодые специалисты Веденева Виктория Дмитриевна, классный руководитель 1Б, и Усачева Анна Вадимовна, классный руководитель 2Г,  подготовили настоящее историческое путешествие для своих гостей – классный час «Профессии в глубокой древности». Они познакомили всех с интересными профессиями, которые когда-то были популярны в Древней Руси. Через знакомство со старинными занятиями, участники смогли больше узнать об истории своей необъятной Родины.

Выбор профессионального пути – один из первых важнейших выборов человека. Такой выбор существенно определяет многие стороны последующей жизни. И чем раньше ребенок начнет задумываться над этим выбором, тем точнее он сможет определиться с будущей профессией. Руководствуясь этим, Ухабов Иван Владимирович предложил поучаствовать в практическом занятии по выявлению профессиональных склонностей «Выбор будущей профессии».

Помочь разобраться в многообразии профессий, понять важность труда, привить уважение к  труду – задачи цикла классных часов по профориентации в начальной школе. Так считают Мартюшева Людмила Викторовна, классный руководитель 2А, и Фролова Надежда Владимировна, классный руководитель 4Г. На их мастер-классе «Все профессии важны» гости увидели подборку  игровых заданий, помогающих познакомить младших школьников с миром профессий, рассмотреть выбор специальностей для будущего самоопределения. Также они показали задания, нацеленные на воспитание уважения к труду людей разных профессий.

На мастер-классе «Профориентация для родителей» Еремина Мария Александровна и Елисеева Ирина Юрьевна рассказали о том, почему необходимо проводить профориентационную работу, начиная с начальной школы. Они представили фрагмент родительского собрания, на котором познакомили «родителей» с упражнениями на выявление мотивации в выборе профессии, помогли определить им ошибки и на основании выбранных мотивов и ошибок предложили карту профессионального пути ребенка.

Герасина Светлана Александровна, классный руководитель 5А, советник по воспитанию, руководитель ГМО, для каждой группы организовала «дистанционное» занятие «Социальная реклама своими руками. Плакат. Буклет. Стихотворение». Она рассказала о том, что такое социальная реклама, о ее видах, определила преимущества во взаимодействии с родителями через их участие в онлайн-активностях. По QR-кодам каждая группа смогла посмотреть свою теоритическую часть и образец изготовления. Были и творческие задания: создать социальную рекламу (плакат, буклет или стихотворение), пропагандирующую профессию «учитель».

При подведении итогов мероприятия, каждая микрогруппа представила на суд коллег свою социальную рекламу под девизом «Я – учитель, это замечательно!».

В завершение мероприятия все участники получили памятные стикеры с надписью «Семья и школа – воспитываем профессионала вместе!».

Направление «Университетская среда. Педагогический форум РГУ имени С.А. Есенина» начало свою работу лекциями и практикумами для учителей русского языка и литературы, биологии, английского языка, педагогов-психологов.

Лекцию-семинар «Трудные вопросы синтаксиса» прочел Лаврентьев В.А., заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания, доктор филологических наук.

 Практическое занятие «Вопросы регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии» провели Асеев В.Ю., доцент кафедры биологии и методики ее преподавания, кандидат сельскохозяйственных наук, и Марочкина Е.А., доцент кафедры биологии и методики ее преподавания РГУ им. С.А. Есенина, кандидат биологических наук.

Виктор Юрьевич говорил об олимпиадных заданиях по ботанике, связанных с определением растений по определителям, заданий по приготовлению срезов для микропрепаратов, трудных (проблемных) заданиях по физиологии растений. Елена Анатольевна подробнее остановилась на заданиях по определению животных по зубным формулам и составлении этих формул по черепам животных, рассказала о заданиях по систематике животных, определении видов животных по чучелам.

Интерактивная лекция «Обучение письменной речи. Рассуждение на основе графика или таблицы» была организована Сомовой С.В., доцентом кафедры иностранных языков института истории, философии и политических наук, кандидатом педагогических наук.

Практико-ориентированный мастер-класс «Говорить на языке или говорить о языке?» провела Устинова Е.С., доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации, кандидат педагогических наук.

 Для педагогов-психологов работниками РГУ были проведены семинар-практикум «Работа с психологической травмой: поиск ресурса», который представила Евтешина Н.В., заведующий кафедрой общей психологии, кандидат психологических наук; лекция «Старые и новые настольные игры: как использовать в образовательном процессе?», прочитанная Тюшкевич Е.Е., старшим преподавателем кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики; а также интерактивная лекция «Буллинг в школе: причины, симптомы, способы предотвращения» (Беспалова Т.М., заведующий кафедрой психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики, кандидат психологических наук, Теняева О.В., доцент кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики, кандидат психологических наук).

Слушатели высоко оценили представленный материал, отметив его практическую направленность и широкие возможности использования в дальнейшей работе.

Уже в первые дни Форума стало понятно, что все его участники подошли к подготовке очень ответственно. Спикеры эффектно преподносили интересный и полезный материал, слушатели посетили все запланированные секции, были активны в обсуждении.

Семинар «Использование нейроскакалки в работе инструктора по физической культуре в ДОУ»

19 марта 2024 г. в МБДОУ «Детский сад № 37» прошел семинар для инструкторов по физической культуре города Рязани «Использование нейроскакалки в работе инструктора по физической культуре в ДОУ». Инструктор по физической культуре Сацерадзе Татьяна Автандиловна и воспитатель Котельникова Лилия Вячеславовна показали занятие с детьми старшей группы «Путешествие в страну Спортляндия».
Далее Татьяна Автандиловна рассказала об использовании нейроскакалки на занятиях.
Котельникова Лилия Вячеславовна отметила важность взаимодействия инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе физкультурно-оздоровительной работы.
Воспитатель Кузнецова Наталья Викторовна представила использование нейроскакалки в проектной деятельности и краткосрочный проект «Этот загадочный космос».
Музыкальный руководитель Яровая Елена Артуровна провела мастер-класс «Использование нейроритмических игр на музыкальных занятиях».

Слушатели семинара высоко оценили представленный опыт, оставили положительные отзывы и добрые пожелания в адрес педагогов детского сада.

Методическая площадка «Секреты дидактических игр»

18 марта 2024 года в МБДОУ «Детский сад № 106» в рамках реализации муниципального проекта «Наставник» прошла методическая площадка «Секреты дидактических игр».
Гостей встречали «шеф-повара» в «дидактическом кафе» – воспитатели Захарова Ольга Александровна и Козлова Ирина Сергеевна.
Началась встреча с дидактического микса: гостям было предложено меню. Воспитатели выбирали горячие блюда, гарниры, салаты и десерты. (Блюда – это дидактические пособия, игры, которые были разработаны педагогами). На данном этапе были продемонстрированы такие дидактические пособия, как «Мой город», «Моя семья», «Я знаю как!», «Поздравляем!», «Мы дежурим», «Календарь добрых дел», «Моя Родина – Россия», «Квакшин», «Раздели мусор»; дидактическая игра «Бродилка»; дидактический куб «Птица кроншнеп».
Далее гостям было предложено поиграть в игру «Угадай мелодию», но не в традиционном ее формате, а используя друдлы – визуальные загадки. Конечно же, не обошлось и без кулинарного мастер-класса и десерта от шеф-повара.
Затем вместе с музыкальным руководителем Кондрашовой Олесей Сергеевной гости станцевали флешмоб «Дружба народов мира».

В заключение педагоги попробовали раскрыть секрет дидактических игр, составляя их «рецепт» на частях пазла, который собрали совместно.

Сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений

В МБДОУ «Детский сад № 135» в рамках проекта «Сетевое взаимодействие ДОУ» (д/с № 3, 135, 154, 158) прошла методическая площадка «Я познаю мир». Ранний возраст - это яркий, неповторимый отрезок в жизни малыша, самое важное время для сенсорного и познавательного развития, накопления представлений об окружающем мире и развития восприятия ребёнка. Педагоги познакомили своих коллег с опытом работы по познавательному развитию детей раннего возраста.
Дети раннего возраста проявляют особенную любознательность. Эффективным способом развития детей может стать не только игра, но и проектная деятельность. Воспитатели Алёшина С.А., Евстигнеева Е.М. представили проекты, которые они осуществили вместе со своими воспитанниками и их родителями: «Светофор – наш лучший друг!», «В гостях у самовара», «Елочка, елочка – зеленая иголочка» и другие.
Воспитатели Жданова Ю.С., Аникина О.В. поделились практическим опытом на тему «Ярмарка «Времена года». Педагоги представили дидактические игры, с помощью которых они формируют и закрепляют у воспитанников знания о последовательной смене сезонов, прививают уважительное отношение к природе.
Существует мнение, что движение отвлекает ребёнка от обучения. Но инструктор по физической культуре Корнешова Т.В. считает, что это не так. Нужно добавить движение в занятие – это позволит сделать образовательный процесс не только более эффективным, но и интересным, познавательным, увлекательным как для детей, так и для педагогов. Татьяна Викторовна предложила педагогам подборку подвижных игр и упражнений, с помощью которых воспитанники закрепляют цвет, форму геометрических фигур в движении.
Какие же формы работы с малышами использовать, чтобы подготовка ребенка к усвоению знаний и навыков была эффективной? В этом нашим педагогам Решетниковой В. П., Матюхиной Е.П. помогают нейроигры и игры на развитие сенсорных эталонов.
Воспитатели Горшкова О.Н., Зотова А.А. представили опыт работы с ковролинографом - универсальным средством для решения проблемы создания познавательной образовательной среды. Игры с ковролинографом направлены на закрепление цвета, времени года, счета, размера.
В формате «педагогическая карусель» прошли мастер-классы «Игрушки-забавы своими руками», которые провели воспитатели Завражина А.А., Савкина А.Д.. Такие игрушки помогают не только сделать адаптацию более яркой, мягкой и интересной, но и развивают познавательный интерес к окружающему миру. Педагог-психолог Ишина Е.С пригласила на мастер-класс «Играя, развиваем ребёнка». Сенсорные игры – это весёлое и интересное занятие, которое при этом является ещё и невероятно полезным инструментом для всестороннего развития ребёнка.

Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них исследовательскую активность, воспитатели Юханова И.В., Агапова Е.Е. используют опытно-экспериментальную деятельность. Педагоги провели мастер-класс «Научно – это не скучно», отметили, что игры-эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.
Подводя итоги, присутствующие на площадке педагоги отметили, что представленный опыт работы был для них интересен, они познакомились с новыми формами работы и обязательно будут использовать их в своей работе.

Сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений

18 марта в рамках сетевого взаимодействия учреждений педагоги МБДОУ «Детский сад № 75» провели семинар-практикум по теме «Внедрение проектной деятельности как одной из инновационных форм организации воспитательно-образовательной работы» для коллектива МБДОУ «Детский сад № 17» и представителей МБДОУ «Детский сад № 69».
Одной из задач этого семинара-практикума была возможность научиться использовать проектный метод, совмещая его с созданием синквейнов и работой с интеллектуальными картами Тони Бьюзена. Но даже с такой сложной проблемой педагоги справились с помощью увлекательных игр и заданий.
Заместитель заведующего по ВМР Соловьева О.В. и воспитатели Нисенбаум Л.В. и Бусловаева Е.А. из МБДОУ «Детский сад № 75» вместе с творческой командой педагогов других двух садов составили синквейны на слова "бабочка" и "ромашка", разработали свои краткосрочные проекты, используя эти приемы. Далее слушатели узнали, как можно использовать эти приемы в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Радость от работы в команде и старания каждого педагога, позитив и яркая атмосфера – это далеко не все чувства, которые испытали участники мероприятия. А творческая рефлексия в форме «Нарисуй ладошку» помогла педагогам рассказать о своих впечатлениях о встрече.

Семинар учителей географии

20 марта 2024 года в МБОУ «Школа № 66» в рамках реализации муниципального проекта «Межшкольная методическая служба» состоялся семинар для учителей географии по теме «Определение величины миграционного прироста населения на основе данных диаграмм».
Харитонова Т. Н., учитель географии школы, поделилась с педагогами своими методическими приёмами по данному вопросу. Татьяна Николаевна начала семинар с разбора основных понятий: миграция, виды миграций и их причины, напомнила формулу определения миграционного прироста, а затем перешла к разбору конкретных заданий из ОГЭ и ЕГЭ по географии. Педагог не обошла стороной и основные затруднения, возникающие у школьников при их выполнении, заметив, что большое количество ошибок ученики совершают при проведение расчетов, забывая основные правила математики. Участники семинара поделились своим опытом работы с заданиями по определению величины миграционного прироста населения на основе данных диаграмм.

Педагогический абонемент

21 марта в МБОУ «Школа № 71» в рамках муниципального проекта «Педагогический абонемент» проведен мастер- класс «Формирование детского коллектива как модель развития функциональной грамотности (на примере театра «Браво» МБУДО «ЦДТ " «Октябрьский»)» педагогом дополнительного образования МБУДО «Центр детского творчества «Октябрьский» Максимовой Е.П.
Театральная деятельность помогает бороться с комплексами, излишней застенчивостью, помогает раскрепоститься и найти себя. При этом формируется компетенция личностного самосовершенствования, идёт духовное и интеллектуальное саморазвитие.

Быть «свободным», уметь импровизировать, быть в гармонии с собой и коллективом, развивает креативность мышления.
Главная компетенция, которую формирует театр – коммуникативная.
Навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе важны для общения. Во время работы над спектаклем происходит обучение различным типам речи на основе различной лексики, развитие фонетических, лексических и грамматических навыков, подготовка к практическому использованию знаний в коммуникативной сфере, раскрытие потенциальных творческих способностей учащихся.
Екатерина Петровна различные виды упражнений для разминки- «Похлопывание», «Не боимся мы болота» «Змейка»; задания для развития техники речи и артикуляции, для развития речевого аппарата «Жало», «Лошадка», интересные упражнения для развития дикции. Вместе с педагогом дети отрабатывали звукоречевые ряды (дадада, дододо и т.д.). Для разработки полетности и диапазона голоса предложены упражнения «Разбег» и «Аквалангист». Педагоги с удовольствием принимали участие во всех играх и тренингах, высоко оценив представленное мероприятие
Также 21 марта театр «Браво» школы № 71 (руководитель Максимова Е.П.) представил спектакль «Овраг» по повести К. Сергиенко в рамках I городского открытого фестиваля-семинара детских и молодежных школьных театральных коллективов «ПерпетуумМобиле».